Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.
К таким играм относятся:
мозаики;
дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
пазлы;
лото;
домино;
шашки и др.
Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:
закрепление или отработка полученных знаний;
развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.
Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:
закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе — начинаются выяснения отношений и ссоры);
формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
поощрять самостоятельность малышей.
Это интересно. Учёные доказали, что устройство мозга человека в детском возрасте позволяет ничего не забыть, а отложить в своеобразный «портфель». Со временем все проигранные ситуации закрепятся, усвоятся и войдут в привычку поведения малыша.